24 июня на территории Анивского городского округа прошли ежегодные соревнования по дуатлону «Анивское взморье 2023». Дуатлон - это смешанная дисциплина из двух видов спорта: бег и велосипед и состоит из трех этапов
21 ноября по окончании Божественно Литургии, настоятель Анивского Прихода встретился с военнослужащими одной из анивских частей
22 февраля Вселенская Мясопустная родительская Суббота.
Встреча Епископа Южно-Сахалинского и Курильского Тихона
с прихожанами Анивского Храма
2 марта 2011 года
- Отец Димитрий: Владыка, мы рады приветствовать Вас в Вашем новом качестве – епископа Южно-Сахалинского и Курильского. Последний раз Вы у нас были ещё арихимандритом. От лица Прихода хотелось бы пожелать Вам помощи Божией в Вашем служении. Архиерейское служение – оно архиважно, архисложно. Молимся за вас, дабы Господь дал Вам силы управлять нашей островной Епархией.
- Владыка Тихон: Спаси, Господи, отец Димитрий, за добрые слова. Всё же я думаю, что один я ничего не сделаю никогда. Только с помощью священнослужителей, отцов-настоятелей, их помощников, с Вашей помощью. Ведь любой священник состоится как настоятель только тогда, когда у него есть помощники – реальные люди, которые приходят в храм и трудятся Христа Ради. Вот говорят: «отец Димитрий строит храм». Конечно, ваш настоятель приложил немало сил, чтобы сорганизовать людей, предпринимателей. Но всё же храм – это труд той местности, где этот храм стоит, и тех людей, которые его строят и намаливают. Ведь мало построить храм, надо ещё наполнить его молитвой, благоукрасить, создать некую благообразную среду вокруг него. Тоже самое и в епархиальной жизни. Архиерей не может состояться как архипастырь, если у него нет помощников, единомышленников. Если мы не будем понимать, что все мы соработники Христу в деле нашего спасения, ничего не получится. Ведь Господь ищет, не за что бы нас осудить, а за что бы нас оправдать. Вот в этом смысле вся наша жизнь должна быть тем шансом, который (если слегка утрировать) мы даём Господу, чтобы нас оправдать хотя бы за то, что мы были верны Православной традиции, в которой мы крещены. Господь нам всё прощает (в отличие от нас), если мы искренне раскаиваемся. Но, опять же, мы легко просим прощения у Бога – и с трудом у тех людей, которых обидели. Вот в чём проблема.
- Светлана: Владыка, вот уже 16 лет существует наш приход, и впервые глава Епархии приехал на встречу с прихожанами. Цель Вашего визита? Вы были уже в других приходах?
- Владыка Тихон: Это как раз в продолжение моих слов о помощниках. Протоиерей Виктор Горбач, настоятель храма св. Иннокентия Московского, предложил встретиться с его прихожанами. А затем эта идея продолжилась в вашем храме. Для чего эти встречи? Чтобы мы услышали друг друга, чтобы была некая обратная связь. Чтобы я что-то узнал о вашей жизни, ваших проблемах, трудностях или радостях. Вот цель моей сегодняшней поездки. Это вторая встреча, по другим приходам я, к сожалению, ещё не смог поездить в той мере, в какой бы хотел. Но в планах – объехать все приходы, начиная с Северо-Курильска, послужить, встретиться с людьми. Может быть даже с теми, кто не считает себя прихожанами того или иного храма. Мы должны понимать, что все жители нашей островной области являются, в силу моего священнического звания, моими прихожанами, реальными или потенциальными. Не в смысле – всех железной метлой загнать в Царствие небесное, а в том, что если мы будем вести себя достойно, как настоящие христиане, то и эти люди станут нашим прихожанами. Это не объект с нашей стороны для атаки, это – объект для молитвы о них и о себе.
- Елизавета: Большое спасибо Вам, Владыка, что Вы свою деятельность на новом поприще начали именно со встреч с прихожанами. Вопрос мой такой: привозили на Сахалин мощи Николая Чудотворца, но до Анивы они так и не доехали. Мы были лишены возможности приложиться к этой святыне. Очень бы хотелось, чтобы в следующий раз, когда на остров прибудет святыня, чтобы она не миновала наш город.
- Владыка Тихон: Да, неприятная ситуация. Честно говоря, я не в курсе, почему произошло такое упущение, но честно обещаю, что больше такого не повторится. Что же касается прибытия святыни, то мы планируем снова привезти мощи святителя Николая. Сначала они объедут все острова области, а затем прибудут на Сахалин. Думаю, график будет уже не таким жёстким.
- Елизавета: И в продолжение темы – на материке во многих храмах есть ковчежцы с мощами местночтимых или общеизвестных святых, или другие святыни. Откуда они появляются в храмах, от кого это зависит? Можно ли как-то устроить, чтобы в нашем новом храме появилась частица мощей Серафима Саровского, в честь которого назван наш храм?
- Владыка Тихон: Я попрошу отца Димитрия подготовить проект письма-обращения к епископу Нижегородскому Георгию о том, чтобы нам была выделена частица мощей. А икону с ликом батюшки Серафима, куда эту частицу поместить, вы уже должны заказать сами. А в целом, появление святыни в храме – это личная инициатива либо прихожан, либо настоятеля, либо жертвователя.
- Вера: Владыка, СМИ портят души наших детей, показывая шаманство, колдовство, шоу с экстрасенсами. Можно ли написать какое-то обращении от верующих, чтобы не показывали это?
- Владыка Тихон: На архиерейском соборе я буду поднимать этот вопрос, но для его решения нужна очень высокая трибуна. На местном уровне мы этот вопрос вряд ли сможем решить, т.к. трансляция идёт из Москвы. Но некоей упреждающей мерой может стать простое невключение телевизора на этих передачах. И внушение этого нашим детям. Как говорится, они должны понимать – что такое хорошо и что такое плохо. Если мы сами станем настоящими христианами, то наши дети захотят быть похожими на нас, а не на экстрасенсов с экрана
- Татьяна: Христос – это сын Божий. А Будда и Магомет? И как относится Православие к реинкарнации?
- Владыка Тихон: Вы хороший вопрос задали. Буддизм – на самом деле это не религия, это философия, суть которой: мир – это ты, Бог – это ничто. Своего рода атеизм. Что касаемо ислама, то он появился в VI веке от Рождества Христова. Одна особенность: в первые христианские храмы люди входили, снимая обувь – т.е.ислам ничего нового не придумал. Ислам – это искусственная религия, смесь иудаизма и Ветхого Завета в противовес Византийской империи, вымышленная пророком, который вёл далеко не праведный образ жизни. И когда нам говорят, что Бог един, мы должны понимать, что в исламе Господь и Бог наш Иисус Христос – всего лишь один из пророков, Исса. Что называется – почувствуйте разницу. И ислам, и буддизм – это всё придумано, чтобы отвлечь человека от истинных ценностей. О переселении душ – никакой реинкарнации в христианстве нет и быть не может. Мы один раз родились, один раз умрём и один раз предстанем на Страшном суде. Мы воскреснем в наших телах, обновлённых, но в своих.
- Татьяна: Но о переселении души говорил сам Иисус Христос (далее зачитала цитату из евангелия от Матфея, где говорится о приходе Иоанна Крестителя).
- Владыка Тихон: Вы знаете, если мы начнём понимать Евангелие буквально, мы много не поймём вообще. И именно поэтому святые отцы нам не рекомендуют, а зачастую и запрещают читать Евангелие без толкования. Дело в том, что евангельский язык – это язык образов и сравнений, который понятен в большей мере тем людям, которые жили в то время, впитали философию, быт, религию, обычаи того времени. А нам многие вещи непонятны без толкований. Поэтому я Вам советую открыть любое толкование, и Вы найдёте ответы на все ваши вопросы.
- Елизавета: Владыка, на сайте епархии было сообщение, что Александра Кудряшова, известный флорист и фитодизайнер, с Вашего благословления будет участвовать в выставке «Благая весть», которая пройдет в областном центре с 11 по 17 апреля, в канун Вербного воскресенья. Не могла бы она или её коллеги возглавить какие-либо курсы по цветочному убранству храма к православным праздникам, раскрыть секреты крепления растений, символику цветовой гаммы?
- Владыка Тихон: Мы давно знакомы с Александрой Семёновной Кудряшовой, она очень интересный и лёгкий в общении человек. Что касается таких курсов – то Вы задали хороший вопрос. Будем думать. Я постараюсь с ней поговорить.
- Светлана: Что планируется в Епархии по работе с молодёжью, с детьми?
- Владыка Тихон: Вопрос на самом деле очень важный. Вчера у нас состоялся епархиальный совет, на котором, в частности, было принято решение, что у нас будут проходить обучение преподаватели Воскресных школ. Мы их будем собирать, читать лекции, проводить семинары. То есть, будем работать с людьми, которые на приходах помогали бы священнослужителю вести уроки в воскресной школе, входить в светские учебные заведения и делать это достаточно профессионально. Ведь мало быть профессиональным педагогом, нужно ещё и знать предмет (основы христианского учения). У нас при Епархии создан молодёжный отдел. Мы начинаем в этом вопросе активно разворачиваться. Но работа с молодёжью зависит не только от священников, но и от вас, дорогие мои. Вы являетесь теми людьми, которые несут Православие в свои трудовые коллективы, в семьи. Вы – связующее звено между Церковью и тем народом, который ещё не достаточно воцерковился.
- Елизавета: В нашем приходе есть воскресная школа, но нет профессиональных педагогов, которые могли и хотели бы заниматься с детками в своё свободное время. В Южно-Сахалинске этот опыт богаче. Может быть, можно было бы наших ребятишек вывозить куда-либо на спектакли, концерты, чтобы они пообщались с ровесниками?
- Владыка Тихон: Да, у нас есть такой опыт. В этом году на Сретенье ученики воскресных школ юга Сахалина собирались в Областной библиотеке. Выступали коллективы со своими номерами, общались, пили чай со сладостями и бутербродами. Думаю, это будет продолжаться и в дальнейшем. 30 апреля в Южно-Сахалинске состоится Православный фестиваль, в котором будут участвовать именно детские коллективы. Милости просим. А сейчас идёт месяц Православной книги, с 1 по 30 марта будут проходить много различных мероприятий. В частности, 27 марта в Духовно-просветительском центре состоится выставка книжек-малюток, сделанных руками детей.
- Вера: Должны ли мы, православные люди, проповедовать параллельно с пятидесятниками?
- Владыка Тихон: Нет. По одной простой причине: у нас в храмах приХожане, а не приВожане. Наша с вами проповедь должна заключаться в поведении христианском, а не в навязывании своих взглядов.
- Фотиния: Будет ли на Сахалине женский монастырь?
- Владыка Тихон: Вы знаете, это боль, которую выстрадали все сахалинские архиереи. Мы к этому стремимся, нам нужна женская обитель, в которой были бы сёстры, чтобы сахалинцы могли бы прикоснуться к монастырской жизни. Такие планы есть. Но: нам нужна игуменья, нужен духовник, которого бы игуменья слушалась, но, в то же время, имела бы свой голос. Вырастить игуменью у себя мы не сможем, у нас здесь нет вот этой вот «закваски», которую можно получить в монастыре. На Сахалине первый священник появился в январе 1989 года – наша Епархия ещё очень молода. Мы ищем такого человека, но пока безуспешно.
- Сергий: Как Вы видите перспективы развития Епархии, как оцениваете деятельность нашего прихода и что хотели бы нам пожелать?
- Владыка Тихон: Перспективы развития Епархии я вижу следующие: в каждом населённом пункте, в зависимости от его величины и количества проживающих людей, должны быть либо молитвенная комната или дом, либо часовня, либо храм, чтобы у нас не было мест, как говорится, «забытых Богом». Чтобы в каждый населённый пункт приезжал священнослужитель по определённому графику, чтоб люди знали, что можно поисповедаться, причаститься, просто поговорить, излить душу. Что касаемо вашего прихода, мне кажется – приход дружный, а это самое главное. Построиться храм – будете его намаливать, обживать, обустраивать. Другого пути нет.
- Владимир: Будут ли подобные встречи регулярными? И второй вопрос: на приходах есть люди, занимающиеся хозяйственными делами, старосты. Каждый варится в собственном соку. Нельзя ли их как-то собрать вместе, поговорит, поделиться опытом?
- Владыка Тихон: Хороший вопрос! Я об этом даже и не думал, честно сказать. Слава Богу, что есть люди неравнодушные, думающие. Отвечая на первый вопрос, скажу, что встречи будут ещё обязательно, но их регулярность пока под вопросом.
- Светлана: Не препятствует ли Министерство образования Южно-Сахалинска появлению священников в школах?
- Владыка Тихон: Это моя личная головная боль, что мы не вошли в школы в должной мере. Что препятствует? На мой взгляд, в школу должны войти православные, воцерковлённые педагоги, а не священники. Священник не всегда имеет опыт педагогического общения, не всегда умеет говорить с детской аудиторией. Многое зависит от личности священника. Легко зайти в школу, но при этом можно потерпеть полое фиаско. Злопыхатели потом скажут: «Ну, что, видите, они же мракобесы, мы же вам говорили. Они же двух слов связать не могут!». Поэтому нужны православные педагоги, которые бы профессионально довели вот эти идеи до учеников, и не только на словах, но и на своем личном примере. Это очень важно. В прошлом году Епархия и Министерство образования заключили договор о сотрудничестве. То есть, подвижки есть. Формальных препятствий, кроме личностных каких-то моментов, нет. Мы стараемся делать, но у нас, поверьте, не хватает ни сил, ни средств. Слишком острая нехватка священнослужителей, всё же основная нагрузка священника – это служение, окормление тех людей, которые приходят с вопросами. И только потоп – миссионерская деятельность.
- Татьяна: Могут ли священнослужители идти во власть, заниматься политикой?
- Владыка Тихон: Я считаю, что нет, и вот почему. Вот представьте, что я, епископ, занимаю какую-либо государственную должность. Тогда у меня появятся как те, кто меня поддерживает, так и те, кто станут мне оппонентами, т.к. у любой политической деятельности есть оппозиция. А я как епископ всех рассматриваю как свою паству. Но неужели среди моей паствы могут быть оппоненты? Именно поэтому священники не могут идти во власть, не могут заниматься политической деятельностью. Это – тупик.
- Светлана: Есть ли какая-нибудь социальная служба при Епархии?
- Владыка Тихон: Буквально вчера, 1 марта, был создан такой отдел по социальному служению и благотворительности. Но я ещё раз повторю, что один священник, без помощи прихожан, ничего не сможет. Нужны волонтёры, добровольцы, которые будут приходить и помогать. Например, пришли в дом престарелых, развесили объявления, что завтра придёт батюшка, обежали все палаты, записали, у кого какая надобность – кого поисповедовать, кого пособоровать, кого причастить, т.е. провели предварительную работу перед приходом священника. Заодно узнали, кому что принести, кому что сделать, позвонить. Мы только начинаем этим заниматься в Епархии, но я убеждён, что дело это важное и нужное. Тонкость в том, что первоочередная задача прихожан – совместная молитва, а потом уже всё остальное. Если мы сосредоточимся на иных формах работы, которые важны, но которые не являются первостепенными, то мы перестанем быть Церковью, а станем каким-то, знаете, клубом по интересам, междусобойчиком, станем говорить себе: «Ой, как хорошо мы это сделали, и то, и другое». Но, всё же, основная задача – молитва. Давайте об этом не забывать. Будет молитва – будут люди.
- Владимир: Не противоречит ли священническому сану участие в велопробегах?
- Владыка Тихон: Наверное, священник должен ходить пешком в рваном облачении… Если серьёзно, то ваш велокрестный пробег происходит раз в год, а не постоянно священник занят только велосипедами. И сам велопробег – проект в большей мере миссионерский, чем спортивный. Мы должны понимать, что священник в наше время должен выйти из храма, должен идти к людям. Если священник бегает на лыжах или ездит на велосипеде – что здесь плохого? Человек ведёт здоровый образ жизни. Тренируется, чтоб выдерживать те нагрузки, что ложатся на плечи священнослужителя. Главное, чтоб не было перекоса, чтоб не в ущерб богослужениям. Когда прихожане видят в священнике обычного человека, который, как и они, ходит в магазин, болеет, они понимают, что этот священник не небожитель, а такой же человек, только облечённый священнической властью.
- Светлана: В Росси сейчас возрождаются крестные ходы. Почему их почти нет на Сахалине?
- Владыка Тихон: По одной простой причине – слишком мала активность наших прихожан. Мы собираем очень мало людей на крестные ходы. Собрали мы малую кучку людей – и что скажут те же протестанты? Поймите нас правильно. Это уже антипроповедь, голубушка, будет. Наша беда в том, что мы становимся инертными, или, я бы даже хуже сказал, равнодушными.
- Отец Димитрий: Спаси, Господи, Владыка, что уделили нам время.
- Владыка Тихон: Спаси вас, Господи, за ту любовь, что вы оказали, за вопросы, за неравнодушие, которое вы являете.
записала Костенко Елисавета