24 июня на территории Анивского городского округа прошли ежегодные соревнования по дуатлону «Анивское взморье 2023». Дуатлон - это смешанная дисциплина из двух видов спорта: бег и велосипед и состоит из трех этапов
21 ноября по окончании Божественно Литургии, настоятель Анивского Прихода встретился с военнослужащими одной из анивских частей
22 февраля Вселенская Мясопустная родительская Суббота.
Детская игрушка как фактор формирования
ценностной основы мировоззрения ребенка
в современном обществе
Настоятель Прихода
во имя прп. Серафима Саровского, г. Анива
иерей Димитрий Юзеев
доклад на 7-х Свято-Димситровских образовательных чтениях.
Г. Хабаровск
7 – 11 ноября 2011 год
«С кем поведешься,
от того и наберешься»
русская пословица
Игрушка – неотъемлемый атрибут нашего детства. Свою историю игрушки начинают, как мне кажется, после момента грехопадения, когда окружающий мир изменился и во многом стал враждебен человеку. До грехопадения человек познавал мир, скажем так, через первоисточники. После же, такой возможности в полном объеме не было. Поэтому возникла необходимость рассказывать ребенку об окружающем мире через образы, т.е через игрушки.
Первые упоминания об игрушках можно встретить в книгах античного мира. Игрушки Древнего Египта датируются серединой III тысячелетия до н.э. Много детских игрушек археологи нашли в Италии на раскопках Помпеи, которая была уничтожена извержением Везувия в 79 году[1]. Находки археологов свидетельствуют, что еще в IX веке восточно-славянские племена изготавливали деревянные игрушки (потешки). Наверное, нет ни одного народа, в среде которого не было бы игрушек[2].
С самого рождения ребенок начинает познавать окружающий мир. Во многом в начале жизни ребенка в этом ему помогают игрушки. Они не только развлекают ребенка, но и формируют систему ценностей будущего взрослого человека, интегрируют его в мир, развивают его воображение. Через свои игрушки человек познает мир звуков, цветов, животного мира, механического, социального, религиозного.
Мы видим, что уже с древних времен игрушка является неотъемлемой частью становления человеческой жизни. Игрушка изображалась не только в виде животных, птиц или атрибутов жизни человека, но и в виде самого человека, т.е куклы.
Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом происходят одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой - ребенок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений. В центре этих двух важнейших процессов находится кукла. С одной стороны ребенок вкладывает в уста куклы, ее кукольную сущность свои слова, мысли, переживания, т.е. она является как бы внешним выражением внутреннего мира ребенка, его своеобразным «рупором». С другой - та же кукла задает образ человека, который становится для малыша образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке и связанных с ним категориях - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом [3].
Девочка – это будущая мама. Поэтому, когда она играет в куклы, в ее душу уже закладывается такие качества, как забота, любовь, сострадание, ответственность. Через куклу она уже научается любить своего будущего ребенка.
Мальчик – это будущий защитник, глава семьи. Играя в солдатики, машинки в военные игры и т.д. он научается храбрости, ответственности за других, мужеству, самостоятельному принятию решений, глобальному мышлению, любви к Отечеству.
И здесь очень важно выбирать те игрушки, куклы которые бы отражали данную действительность и не являлись бы провокационными. Именно такими в большинстве случаев являются современные игрушки, негативно влияющий не только на психику, но и на сому ребенка.
Для девочек современная потребительская цивилизация предоставила куклу, ориентированную совсем на другие качества человека, которую зовут Барби. Говоря о возможном негативном влиянии Барби и ей подобных кукол на психическое развитие ребенка, психологи и педагоги выделяют несколько аспектов. Во-первых, игры с такими куклами приобщают детей к культу красоты и материальных ценностей, воспитывают с мыслями о необходимости вырасти богатыми и красивыми. Во-вторых, очень часто, обладая куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда[4].
Получается из категории дочки матери, девочка переходит в категорию «подружки», при этом подружка у нее более старшего возраста и авторитетней своей «хозяйки». Соответственно, играя с такими куклами, девочка проявляет не заботу о ближнем, а подражание своей подружке во всем. При этом различные детские журналы, рассказывающие о жизни Барби, только подливают масло в огонь. Но даже Барби выглядит невинной овечкой в сравнении с куклами нового поколения из серии «Монстер»: Братц, Свинкс. От Барби незнакомка отличается не только поразительным уродством лица и фигуры, но и неожиданно взрослой опцией: у игрушки, страшно сказать, растут волосы на ногах! И их просто необходимо выщипывать или брить….А уж чему будет учить детей новая кукла Monster с растущими на ногах волосами, и вовсе непонятно. "Выщипывание и бритье — это работа на целый день, но ведь это небольшая плата за нечто невероятное!" — сказано в рекламном слогане. В переводе: "Забросьте, дети, свои дела и учебники! Займитесь, наконец, полезным делом — эпиляцией!" [5]
Если десять двадцать лет назад на прилавках магазинов можно было увидеть игрушки, являющиеся носителями качеств, которые наше общество хотело видеть в ребенке, то сегодня это в основном игрушки, представляющие другой ценностный мир. На смену Чебурашке, Буратино, Карлсону, выражающих своим поведением реалии российских отношений, пришли герои зарубежных - американских и японских - мультфильмов: бэтмен, человек-паук, снайпер, солдат удачи, звездные воины и другие персонажи, которые можно увидеть на прилавках многих магазинов. Какую же нравственную характеристику несут в себе герои современных мультфильмов? Они отличаются, прежде всего, силой, ловкостью, смелостью, сверхчеловеческими качествами, разнообразными умениями, великолепными физическими данными, сильно «накаченными» мускулы, которым мог бы позавидовать любой современный культурист. Большинство этих героев можно назвать идеальными представителями мужского пола, а их поведение как бы доказывает всем окружающим: на чьей стороне сила, тот и прав [6]. Психологи, серьезно исследующие агрессивные игрушки, считают, что современные игрушки, в отличие от деревянных мечей и пистолетов, могут использоваться только по своему прямому назначению, хоть и понарошку, но, все же, — убивать [7].
Соответственно мальчики, играя с такими куклами, перенимают их образ поведения и характер. Давно замечено, что дети, играя с куклой, подсознательно принимают на себя ее образ и уподобляются ему. Через игру с куклой, отображающей человеческий образ, формируется манера двигаться и модель поведения ребенка в обыденной жизни. Куклы воздействуют на маленького ребенка очень глубоко, даже на уровне телесности. Это явление в науке изучено недостаточно, но отдельные наблюдения весьма показательны. Вот один очень яркий пример. Мальчику 6 лет на протяжении долгого времени регулярно покупали все новых и новых монстров - маленьких, ненавязчивых, как считала мама. После продолжительной игры с ними внешний облик ребенка и его поведение существенно изменились: он стал все больше сутулиться, смотрел на окружающих исподлобья, говорил резким, надрывным голосом. В манере общаться все больше прорывались нотки диктата.[8]
Все, что окружает малыша, буквально строит его облик и душу. Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Агрессивность, манерность, сексуальность, самодовольство, склонность к потребительству, заложенные в игрушках, со временем могут стать качествами самого малыша.
Еще одна игрушка провокатор это трансформеры «на лицо ужасные, добрые внутри». Когда машинка легко превращается в собачку и наоборот, то ребенок ни как не может зять в толк толи лает этот персонаж, толи гудит.[9]
Но самое первое место среди провокаторов и дезоринтароров занимают виртуальные игрушки – компьютерные игры. Это отдельная тема для разговоров и к вашему вниманию хочу лишь предложить обзор одной компьютерной игру, где главным персонажем является всеми любимый плюшевый мишка. Обзор говорит, сам за себя, какие качества приобретет ребенок, воспитанный этой игрушкой(далее дословный текст обозревателя игры): «Взгляните на этого милого плюшевого медведя. Ну, разве не прелесть. Знакомьтесь это Злюка. Малыш действительно выглядит сердитым, но неужели под этим бурым плюшем нет сердца? Ведь ему тоже хочется веселья. Вот и сейчас Злюка был бы рад пойти на вечеринку, но только вот беда, другие медведи его не пригласили. Наверно посчитали его слишком сердитым, но это всегда можно исправить, правда? Достаточно лишь придти с подарком. О нет, гнусные медведи, не смейтесь над Злюкой! Ну, вот они обидели его. Что еще делать несчастному бурому мишке… УБИВАТЬ!»[10].
Ну а теперь от теории к практике.
Мы провели опрос среди учащихся разных классов, одной из Анивских школ, что бы узнать, а какая у них любимая игрушка. Это были: 1-й,2-й, 6-й и 10-й классы. Тема опроса: «Моя любимая игрушка». 1-й и 2-й классы отвечали по средством рисунков. 6-й и 10-й классы писали краткое сочинения. Исследование среди школьников показало что: 1-й и 2-й классы ответили почти одинаково: 98% у девочек куклы, кони, мячики, мишки. У мальчиков: машинки, оружие, герои мультфильмов. 2% компьютерные игры.
Один первоклассник подписал свой рисунок так: «мне нравиться эта игра, потому что там много игр».
В 6-м классе ситуация удручающая. 90% - любимые игрушки – это компьютеры, ноутбуки, сотовые телефоны. Одна девочка даже написала так: «я вышла из того возраста, что бы играть в куклы…». И все же 10% - игрушки: мишки, мячики. Мне понравился рассказ одной девочки 6–го класса, ей в три года подарили плюшевую собачку, прошло 10 лет, а она все также ее любимая игрушка: «Мама ей говорить выкинь ее, она уже старая, а я как вспомню, как мне ее подарили, сразу думаю: ни за что ее не выкину».
В 10-м классе: 2% - логические игрушки (кубик- рубика), 15% - компьютерные игры, остальные 83% - танцы, футбол, шахматы.
Игрушка – ключ к сознанию ребенка. «Для ребенка его детская игрушка – важнейшая вещь, включенная в его жизни деятельность и оказывающая на него исключительное по силе и глубине воздействие, источник радости, предмет для творчество, психологическое средство познания ребенком мира вещей и собственного поведения, средство общения ребенка с взрослыми и сверстниками, а так же средство обучения и средство лечения»[11]. Соответственно, что бы развить и укрепить положительные качества в ребенке, сделать его психически и физически здоровым. Привить любовь к окружающим, дать правильно ориентацию понятий добра и зла необходимо тщательно выбирать игрушку. Покупая ту или иную игрушку, следует помнить о том, что, она на долгое время станет жителем детской комнаты. При этом принесет в мир ребенка не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а так же целую систему мировоззрения, связанную с ней. Невозможно вырасти и воспитать полноценного человека с положительными качествами посредством игрушек или игр негативной направленности.
Библиография
I. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. дети нашего времени, - М.: Изд-во храма Трех святителей на Кулишках, 2003.
[1] Межрегиональный маркетинговый центр «Челябинск-Москва»//История возникновения мягкой игрушки. URL: http://www.smeda.ru/elektro/issue/issue82 // www.warstoy.ru (дата обращения 1.11.2011)
[2] Детские игрушки древней Руси. – Панки. URL: www.hotsale.ua/ news-review.php?c1=46&p=2315 (дата обращения 1.11.2011).
[3] Смирнова Е.О. Куклы нашего времени. URL: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10486.php (дата обращения 1.11.2011)
[5] Сексуальные куклы. URL: http://f5.ru/galyavud/post/ 342206?utm_source= peoplesearch&utm_medium= cpv&utm_term=galyavud&utm_content=post/342206&utm_campaign=PS (дата обращения 1.11.2011)
[7] Центр развития ребенка «детский эрудит-центр» // Провокационные игрушки и их влияние на детей [Москва 2011]. URL: http://www.eruditc.ru/parents/ articles/
igroteka/igru_dly_malthikov_i_devothek/ (дата обращения 1.11.2011).
[8] Смирнова Е.О. Куклы нашего времени. URL: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10486.php (дата обращения 1.11.2011)
[9] Сайт «Долоньки»//Полезные советы/ Влияние игры и игрушки на развитее ребенка [Киев 2010].
URL: http://www.dolonki.com.ua/ advices_59.php (дата обращения 1.11.2011).
[10] Журнал «Лучшие компьютерные игры» №9 2011/dvd/обзор игры «Naughty Bear» (злой медведь)
[11] Старикова В.Е., Чего не знают родители, - М., 2010
p.s. презентацию к докладу можно скачать во вкладке «медиатека»// Детская игрушка
[4] Онощенко С.В. Современная игрушка как средство социализации ребенка дошкольного возраста // Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина [Тамбов 2002]. URL: http://works.tarefer.ru/64/100122/index.html (дата обращения: 01.11.2011).
[6] Онощенко С.В. Современная игрушка как средство социализации ребенка дошкольного возраста // Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина [Тамбов 2002]. URL: http://works.tarefer.ru/64/100122/index.html (дата обращения: 01.11.2011).