24 июня на территории Анивского городского округа прошли ежегодные соревнования по дуатлону «Анивское взморье 2023». Дуатлон - это смешанная дисциплина из двух видов спорта: бег и велосипед и состоит из трех этапов
21 ноября по окончании Божественно Литургии, настоятель Анивского Прихода встретился с военнослужащими одной из анивских частей
22 февраля Вселенская Мясопустная родительская Суббота.
ВОПРОС О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Священник Дмитрий Васильевич Юзеев
Православный Приход
во имя преподобного Серафима Саровского,
город Анива Сах.обл
Одна мудрая пословица гласит: «не пожелаю и врагу жить в эпоху перемен». Перемены, реформы реорганизации наполнили нашу жизнь. Рушиться старое создается новое, причем не всегда успешно. При этом перемены касаются не только сфер экономики, политики, финансов, образования и т.д., т.е. внешней жизни человека и общества в целом, но и внутренней жизни тоже. Устои и принципы, моральные нормы, нравственные ценности, традиции, не отвечающие современному потребительскому обществу, объявляются устаревшими, не современными, а поэтому подлежат коррекции или вообще отмене.
Не обошли реформы и семейные ценности, под давлением потребительского мировоззрения рушиться семейные устои, основы семейного общежития. Как создать крепкую семью, родить и воспитывать нормальных детей. Об этом, если и говорится, то подчас декларативно (надо создавать крепкую семью, воспитывать правильно детей и т.д.). На практике же технологии устроения семейной жизни во многом утеряны, им не обучают подрастающее поколение. Неудачные браки, аборты, беспризорные дети, брошенные старики, - следствие неэффективного нравственного воспитания в современном российском обществе. А ведь здоровая семья это основа, фундамент государства залог его благополучия и процветания, можно даже сказать гарант его безопасности.
Школа - это тот институт в государстве, который и снабжает государство будущими кадрами, дает необходимые знания гражданину своей страны, тем самым обеспечивая это самое будущее стране. Изучают многие предметы, которые в последующей своей жизни человек не использует на практике: мы изучаем математику, но не многие становятся математиками; изучаем физику, химию, но не многие становиться физиками или химиками. Семью же будет создавать большинство молодых, и им необходимо знать и уметь это правильно сделать, сформировать основополагающие принципы семейной жизни в процессе обучения в школе.
Распространено мнение, что семейные вопросы – в сфере деятельности родителей, но сами родители подчас получают эти знания на обыденном уровне, исходя из своего порой горького опыта и оказываются педагогически несостоятельными в этих вопросах. Та информация, которую многие получают посредством СМИ, формируют подчас неэффективные в современных условиях модели поведения. Итог известен: до 80% разводов [1], неполноценные семьи, так называемые «гражданские браки», «гостевые браки», однополые аморальные сожительства.
Школа – это социальный институт, который подвергается деформации наряду с другими, но поскольку образование является массовым, школа имеет возможность наряду с общеизвестными дисциплинами преподавать молодежи дисциплины духовно-нравственного содержания. Человек это не только тело, но и еще душа и дух, причем духовная составляющая является приоритетом. Культурный человек это не тот, кто получил сумму знаний (образование), а в первую очередь тот, кто получил воспитание. Какие принципы должны лежат в основе преподавания знаний о семейных ценностях. Дерево судится по плодам. Там где в основу положен эгоизм, а это модель потребительского общества, ничего созидательного не получится, семья будет рушиться снова и снова.
В основу семейных ценностей может быть сегодня положена христианская мораль. На такой основе модель семьи прошла испытание временем. Первостепенная цель брака в православии – осуществление самоотверженной любви и достижение духовно-телесного единства двух личностей мужчины и женщины.[2] Соответственно, чем крепче это единение, тем крепче семья. Средства, которыми достигается эта цель можно назвать следующие: целомудрие до брака и в браке, жертвенность, иерархия, обоюдное уважение супругов, родителей и детей, но в основе этого союза лежит любовь, которая рождается в браке. Эти знания традиционно передавались в семейной среде от родителей к детям до революции 1917 года, но после этого события разрушению подвергся так же и институт семьи.
В советский период семья – это просто ячейка общества, причем главой этой ячейки не всегда был мужчина. В массовом сознании формировался образ женщины не столько матери, сколько, прежде всего, как труженицы социалистического производства. Роль отца в семье отца хорошо демонстрировала детская «Песенка про папу» (слова М.Танича), в которой есть такие строки: «папа в семье конечно главный, если мамы дома нет» [3]. С распадом СССР институт семьи опять подвергается деформации, поскольку в условиях глобализации происходит активный обмен идеями, представлениями с западной культурой – в том числе и в сфере семейных отношений. В журнале «Вопросы философии» в 90-е гг. представлена была статья Н.С. Юлиной, в которой автор изложила две принципиальные установки по отношению к семье в одной из ветвей феминизма в современном мире:
1. «Семья является величайшей ценностью общества.
2. Патриархальная семья с мужской доминантой, в которой половая самотождественность достигается на основе зависимости одного супруга от другого, должна уступить место семье, построенной по модели партнерства . «Семья-партнерства предполагает вроде бы простые вещи – дополнительность биологического и социального бытия мужчины и женщины, непротиворечивость их ролевых поведений, совместное принятие решений, кооперацию родителей и детей, следование регулятивам этики справедливости и заботы».[4]
С точки зрения христианского понимания брака семья иерархичная структура «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви…»[5], а в этой модели предлагается равенство (равенства нет даже в природе), в основу христианского брака положена любовь, через которую происходит духовное совершенство личности и мужа, и жены. В Партнерстве - совместную работу двух человек (мужчины и женщины) для достижения только земных благ.
Сравнительно недавней формой взаимоотношений в семье (преимущественно при отсутствии детей) является «семья-клуб», при которой большая, взаимная любовь не играет первую скрипку: достаточно просто наличие комфорта, согласия, уважения. Этот набор и служит основой семьи. Таких пар все больше: партнерам хорошо, удобно вместе и пока ничто не нарушит их гармонию, союз будет существовать. Личные качества мужчины и женщины, умение противостоять неблагоприятным обстоятельствам здесь очень важны. Взвешенный подход к любым ситуациям и отсутствие громких скандалов и истерик — отличительная черта такой семьи. Развод не представляется крахом, а просто отменой своего рода контракта. Эта форма семьи на первый взгляд не представляет опасности - пока у пары не появляется ребенок, который может нарушить хрупкую идиллию. Остается одно - после рождения наследника и далее не нарушать условия «договора» [6]. Так или иначе, в основу семейных ценностей в современном обществе закладывается принцип потребительства: «ты мне, я тебе или я не лезу в твою жизнь ты в мою».
Как писал известный исследователь истории и культуры России Ахиезер: «Нравственность является определяющим аспектом культуры, особой формой ее, которая дает «общее основание человеческой деятельности в любых формах сообщества» [7]. Семья в России на протяжении 1000 лет строилась на принципах христианской нравственности. Именно христианская нравственность сохраняла ее от разложения, именно отказ от ее принципов привел западную цивилизацию, а чуть позже и Россию к кризису института семьи.
У меня есть опыт проведения уроков из курса «этика семейных отношений» в СОШ №1 г. Анива учащимся 10 и 11-х классов. На уроках мы беседуем о том, на каком фундамент должна строится семья. Какие опасности подстерегают тех, кто вступает или уже вступил в брак. Что брак заключается по влюбленности, а любовь нужно взращивать. Все эти вопросы мы обсуждаем с точки зрения христианской морали и христианских ценностей. Интерес к таким беседам больше всего проявляют девушки, чем парни. Руководство школы отмечает необходимость таких бесед, которые благотворно влияют на старшеклассников.
В эпоху глобальных перемен, когда рушатся и попираются традиционные представления о браке, семье и семейных ценностях школа как социальный институт просто не имеет права стоять в стороне и занимать нейтральную позицию. Необходимо использовать ее возможности для популяризации тех основ семьи, которые веками позволяли сохранить ее как фундамент государственности.
Библиография
[1] www.svadba-online.ru/zags/statistika_brakov_i_razvodov_v_rossii_po_2009_god_news.html
[2] www.pravbeseda.org/library/ библиотека форума «православная беседа», «Проблема пола в церкви» Зайцев А.
[3] www.chertyaka.ru/detskie_pesni/Pesenka_pro_papu.php
[4] Н.С. Юлина Женщина, семья и общество. Дискуссии в феминистской мысли США //Вопросы философии, 1994. №9. С. 144
[5] Библия. UBS. 1991. Послание к Ефесянам гл.5 ст.23
[6] www.allwomens.ru/8198-semejnye-cennosti-v-sovremennom-obshhestve.html
[7] Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1.Новосибирск.1997. С.60.